ЭПИСТОЛЯРНАЯ ПРОЗА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Ключевые слова:
жанр, проза, эпистолярная проза, теория литературы, дискурсАннотация
Данная статья посвящена проблеме жанровой эволюции и поэтики казахской эпистолярной литературы. Феномен, называемый эпистолярной прозой, был порожден трансформацией письма как речевого жанра в разновидность художественного нарратива. Произведения в форме писем предоставляют возможность максимально полно реализовать иллюзию, принципиально важную для литературы как вида искусства, – представить вымышленное высказывание как достоверное. Эта специфика эпистолярной литературы должна была бы гарантировать пристальное внимание филологов к ней. Однако на данное время в литературоведении есть много пробелов в её изучении. Возьмем, к примеру, такой критерий, как объем значения ключевого понятия «эпистолярная проза». Часто к данному понятию относят все сочинения, текст которых оформлен как письма (письмо) персонажа, вне зависимости от того, а) вымышлена ли представленная в нем переписка или основу текста произведения составили реальные письма; б) реализуется ли героем в посланиях (эпистоляриях) коммуникативная задача или доминируют иные интенции. Для решения этих проблем было предпринято настоящее исследование, предметом которого стали особенности жанровой эволюции и поэтики казахской эпистолярной прозы.
Исследование предполагает достаточно широкий спектр практического применения полученных результатов: в вузовском и школьном преподавании казахской литературы, при чтении теоретических курсов – теории литературы и поэтики, в специальных курсах и семинарах, при разработке новых направлений в изучении современной прозы.