*РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И РИТОРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В ПОЭЗИИ ЖЫРАУ
Ключевые слова:
культурная и национальная идентичность, рефлексия, пандетерминизм, аллегория, жырауАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме ‒ изучению культурной и национальной идентичности поэзии жырау. Объектом рассмотрения являются приемы создания картины мира. Внимание привлечено к понятиям риторического идеала и риторической идентичности. Структура риторического идеала анализируется в его обусловленности авторской и национальной концептосферой. Национальная картина мира исследуется с позиции когнитивных механизмов воздействия поэта на адресата. Систематизация риторических аргументов, стратегий и тактик, риторических аргументативных моделей показана в песнях жырау ‒ Шалкииза, Жиембета, Актамберды, Умбетея, Казтугана, Бухара. Проведен анализ риторических словоформ и высказываний и осуществлен их анализ в процессе коммуникации. Развитие научных идей культурной памяти позволило представить широкий круг интерпретаций мира в поэзии жырау. Предпринятый подход способствует пониманию того, в каких формах и какими путями шло конструирование культурной и национальной идентичности. Анализ картины мира в поэзии жырау показал, что риторический идеал построен на ценностных представлениях народа о семье, дружбе и единстве. При этом картины природы и окружающего мира объясняют широкое присутствие в системе тропов антитезы, параллелизма, таких единиц риторического стиля, как сравнение, гипербола, эпитеты. Представленный опыт способствует пониманию риторической идентичности и описанию средневековой казахской поэзии в аспекте идентичности.