ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОТКЛОНЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ОТ ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОТКЛОНЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ ОТ ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы

Ключевые слова:

отклонение от нормы, социальный фактор, лексическая норма, гаджет, вред смартфонов.

Аннотация

В исследовании рассматривается динамика отклонения детской речи от лексической нормы на основе проведенного социального опроса 360-ти респондентов по Казахстану. Результаты опроса, проведенного в различных демографических и географических регионах, дают возможность увидеть различные социальные факторы, влияющие на частоту лексических отклонений, в том числе и показатели зависимости детей от гаджетов. Определена роль родителей в становлении родного (казахского) языка, аргументировано, что на способность ребенка говорить в соответствии с лексическими нормами имеют влияние среда, друзья, школа, в особенности гаджеты. В ходе исследования был использован метод социологического опроса, респондентам были предложены открытые вопросы. Анкета была разработана исключительно на казахском языке и распространена во всех регионах Казахстана. Рассмотрены дополнительные возможности ответа респондентов. Проведение анкетирования, сбор данных осуществлялись в срок более 2 месяцев. В результате было проанализировано положительное и отрицательное влияние гаджетов на развитие детской речи, высказано предложение о проведении языково-культурной, общественной работы. Исходя из результатов опроса, можно увидеть, что динамика развития детской речи в настоящее время не кодируется в соответствии с языковой нормой и казахский (родной) язык подвержен искажению. В заключении была предложена необходимость разработки эффективных стратегий правильного использования различных гаджетов и смартфонов для профилактики отклонений от нормы детской речи при обучении языку.

Сведения об авторах

*Лира Ибраймова, Казахский нацональный женский педагогический университет

– кандидат филологических наук, и.о. ассоцированный профессор

Дидар Рыскулбек, Казахский нацональный женский педагогический университет

– доктор философии (PhD), старший преподаватель

Перизат Ертаева, Университет Нигде Омер Халисдемир

– доктор философии (PhD)

Опубликована онлайн

14-08-2024

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы
Loading...