*ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗА «НОВОЙ КАЗАХСКОЙ ЖЕНЩИНЫ» В ПОЭЗИИ АБАЯ
Ключевые слова:
Абай, поэзия, «новая казахская женщина», теория личности, общечеловеческие ценности, аксиология.Аннотация
Основным лейтмотивом данного исследования является художественное бытие «новой казахской женщины» в творческом контексте Абая, их особенности и аксиологический характер, обладающие собственным гендерным сознанием. Кроме того, анализируется содержание и смысловое значение категории «ценность» в раскрытии аксиологических граней казахских женщин, воплощенных поэтом. Автор обращает внимание на духовный мир казахской женщины и онтологический аспект женского сознания, впервые проявляющийся в дискурсе Абая, за пределами стереотипов и культурных клише женщин, которые когда-то существовали в казахской литературе. На протяжении веков прославленная красота, изящество, внешняя портретная описание, как способ передачи индивидуальности, личностных граней казахской женщины и психических явлений в ее душевном мире. Также в национальной литературе рассматривается эмансипационная точка зрения Абая, который первым воспел женское освобождение, женское счастье. В литературно-культурном, историческом контексте рассматриваются асоциальные реалии казахских женщин и их «изменившиеся» поведенческие стратегии, которые нарушают общепринятые стандарты традиционного общества в поэзии Абая и привносят новые взгляды, новые ценности. Также формулируется художественный мир женских персонажей, открыто выражающих любовные страсти и интимные желания в произведениях Абая, и поэтическая позиция, иллюстрирующая феминистские черты в соответствии с женским мировоззрением. «Новая казахская женщина», созданная Абаем, смело бросает вызов устоявшимся условностям патриархального общества, протестуя против навязанных ему (бытовых, семейных, жизненных) стеоротипических взглядов. Осознавая смысл своей жизни, свое «я», она проявляется в образе стремления действовать, жить, как хочет для себя. Цель исследования также состояла в том, чтобы определить женскую проблему в творчестве Абая, которая ранее рассматривалась в различных аспектах, эволюцию их социального, психологического, эстетико-художественного образа и новизну поэта в интерпретации женской темы. Поэтому в статье последовательно дифференцируется новый образ казахской женщины, которая в предшествующем литературном дискурсе превратилась из духовно слабой, пассивной личности в разносторонне зрелую, активную личность.