КАТЕГОРИЯ «ДРУГОГО» В АКСИОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК КАЗАХСТАНА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55808/1999-4214.2024-3.11

Ключевые слова:

литературная сказка, аксиология, категория «Другого», инициация, постмодернизм

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты дискурса «Другого»  через призму психоаналитических, деколониальных и экологических теорий. Лейтмотивная мифологема инициации и сопутствующая данной мифологеме архетипическая дихотомия «свое/чужое» в литературной сказке предполагает актуализацию дискурса «Другого». Встреча с «Другим» представляет собой фундаментальное этическое событие для каждого индивида. Это означает, что понимание бытия начинается с этической ответственности перед «Другим»«Другой» также необходим для самопознания субъекта (успешного прохождения стадии инициации). Кроме того, «Другой» играет ключевую роль в формировании человеческого субъекта через символический порядок языка и культуры. 

Основное внимание уделяется анализу мотива встречи с инаковостью, который является ключевым для понимания этической и экзистенциальной трансформации героев сказок. Методологически исследование интегрирует многодисциплинарные перспективы, включая психоаналитическую теорию Ж. Лакана, деколониальные литературные исследования, феминистскую литературную критику и экологическую философию. Теория Лакана определяет «Другого» как центральный элемент субъективности; деколониальный подход исследует подавление маргинализированных голосов в дискурсах власти, в то время как феминистская критика деконструирует патриархальные нормы, определяющие женщин как «Других». Экофилософия расширяет категорию «Другого» до восприятия природных явлений, отражая пантеистическое мировоззрение, в контексте которого все живые существа имеют ценность.

Авторы приходят к выводу, что в условиях новой парадигмы сознания современные литературные сказкиКазахстана демонстрируют деконструкцию традиционных негативных иерархий через интеграцию экологической чувствительности и антивластного дискурса. Эти категории подчеркивают смещение от объектной парадигмы к субъектной, что означает переход от рассмотрения природы и людей как объектов эксплуатации к признанию их активными субъектами бытия. Таким образом, казахстанская литературная сказка, актуализируя дискурс «Другого», вносит значительный вклад в формирование современной аксиологической картины мира, способствуя критическому переосмыслению негативных иерархий. Это позволяет выявить и преодолеть различные формы угнетения и неравенства, что способствует созданию справедливого и инклюзивного общества.

Сведения об авторах

*Айгерим Гыля, Евразийский гуманитарный институт имен А.К.Кусаинова

– магистр филологических наук, старший преподаватель

Людмила Волкова, Евразийский гуманитарный институт имен А.К.Кусаинова

–  кандидат педагогических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

30-09-2024

Выпуск

Раздел

Литературоведение