ДИНАМИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОСТНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2023-2.12Ключевые слова:
информационный повод, новостная ценность, медиатекст, динамика, новости, язык СМИ.Аннотация
В статье рассматривается вопрос динамики коммуникативной и языковой трансформации информационного повода в печатных и сетевых издания Казахстана. В качестве объекта исследования были выбраны новости, посвященные реформам ЕНПФ Казахстана, т.к. данная тема является релевантной по шкале новостных ценностей. В качестве материала исследования были использованы данные мониторинговой компании «Медиалогия», которые включают в себя более тысячи наименований газет и новостных сайтов Казахстана. В ходе исследования были выделены четыре основных этапа в динамике распространения новости: отбор, зарождение, активное распространение и угасание; среди которых интерес представляет третий период, в котором более ярко проявляется динамический характер медиатекстов. Публикации по теме в период активного распространения были классифицированы по семантическому признаку: описание действий официальных органов, описание действий народа, советы, аналитика, авторитетное мнение. Кроме того, этот период характеризуется широким стилистическим диапазоном, где частотными языковыми средствами являются: ключевые слова темы, глаголы речи, вопросительные конструкции, ориентационные метафоры, точные и приблизительные цифровые данные, оценочная лексика.
Результаты исследования могут быть использованы специалистами в сфере массовой коммуникации, обучающимися гуманитарного направления вузов, интересующимися вопросами функционирования языка в СМИ.