ПОЭТОЛОГИЯ МОТИВОВ «СВЯТОЙ ВОДЫ» В ЛЕГЕНДАХ

Авторы

  • Маржан Миразова Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • Жанат Аймұхамбет Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • Аслан Алимбаев Евразийский гуманитарный институт

Ключевые слова:

фольклор, миф, святая вода, живая вода, мировой океан, хаос, два мира, родник.

Аннотация

В данной статье мотив священных водных источников, широко распространенный в фольклоре, является основным объектом, и в первую очередь рассматриваются события, связанные с водой из космогонических мифов. В то же время значение воды в исламе сравнивалось с характеристиками будды, христианского познания.

В Древнем мировоззрении творение ассоциировалось с различными объектами, относящимися к воде. Вода-самое распространенное природное существо в мифологии. Мировой океан, бездонная и бесконечно глубокая вода-явление, существовавшее до появления первого существа. Природная спонтанность, стоящая у истоков всего творения, а также одна граница в переходе от хаоса к космосу. В мифическом познании очень важны понятия моря, океана и реки, озера, ручья, истоков. Одна из важных особенностей почитания воды как священного объекта заключается в мотивах, связанных с родниками или священными колодцами.

В познании народов тюркского происхождения вода – символ  созидательного происхождения, размножения, изобилия и плодородия, разрушения и возрождения, добродетели и Кие. В статье сравнивались общие для тюркских народов обряды, связанные с водой: освящение воды, открытие источника, расширение русла ручья, приглашение дождя. Анализируются истоки мифов о происхождении воды в познании древних тюрков, систематизируются мифические мотивы, связанные с водой. Рассматривались образцы фольклора о происхождении ручья, реки, озера, моря. Роль пророков и святых в происхождении рек, родников была освещена примерами в религиозных обрядах. Проанализированы три вида святой воды, упомянутые в Коране, их особая функция для человеческого рода. Были приняты во внимание понятия» святая вода«,» Святой источник«,» живая вода«,» вода жизни", приведены примеры. "Были сопоставлены священные места воды и предания, касающиеся людей, обладающих особой священной, таинственной силой, пророков. Изучаются примеры из текстов песен, общих для тюркских народов, делаются соответствующие выводы.

Сведения об авторах

Маржан Миразова, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

– PhD докторант

Жанат Аймұхамбет, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

 – доктор филологических наук, профессор

Аслан Алимбаев, Евразийский гуманитарный институт

– доктор философии (PhD), доцент

Опубликован

03-11-2022

Выпуск

Раздел

Литературоведение