СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ПОЭЗИИ ЖЫРАУ)
Ключевые слова:
Художественный текст, иерархическая структура, смысловое пространство, устный текст, Кашаган жырау, ментальная структура, сборник стихов.Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос семантического пространства в интерпретации художественного текста, его специфика по отношению к устным текстам, анализируя текст произведений главного представителя школы Мангистауских жырау - Кашагана жырау Куржиманулы.
Что касается лингвистики текста, то в одних исследованиях акцент ставится на структуру речи текста, которая легла на письменную форму, а в другие исследователи рассматривают текст как систему, встречающуюся как в структуре речи как устной, так и письменной. В какой бы форме не обозначался текст (устно, письменно, в виде монотекста, в поэтическом, прозаическом характере) он является продуктом культуры, творчества, духовной деятельности, порожденным определенной эпохой, и феноменом, передающим такое духовное богатство из поколения в поколение.
Главными отличиями художественного текста являются его целостность, системность при передаче определенной мысли, наличие начала и конца, выбор темы, передача определенной информации посредством текста (информативная функция) и то, что текст служит средством общения, а также, что самое важное, отражение через текст мировоззрения человека, национальной духовной культуры (кумулятивная функция текста), формирование личности, языкового образа мира индивида (концептуально-языковое свойство текста) [1; 2]
Несмотря на особенность устного появления, текст жырау отвечает всем требованиям, присущим художественному тексту.