ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ «ФОРСАЙТЫ» В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА И СПОСОБЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ ЕГО СМЫСЛА

Авторы

  • Айман Нургазина Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • *Қаракөз Тілеш Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
  • Гульбагира Аюпова Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.55808/1999-4214.2023-3.02

Ключевые слова:

художественный концепт, концептуальное пространство, глубинный смысл текста, модальный смысл, концептуальный анализ, ассоциативный эксперимент, интегративная парадигма, ключевое слово

Аннотация

Статья посвящена выявлению роли художественного концепта в формировании глубинного смысла текста и своего концептуального пространства. Цель работы состоит в выяснении понятия «художественный концепт», описании его признаков, изучении его концептуального пространства в рамках текста. Исследование художественного концепта актуально в связи с невыявленностью его признаков, невыясненностью его статуса как объекта какой-либо науки, нерешенностью вопроса о его концептуальном пространстве, отсутствием методики анализа художественного текста и авторского стиля. Были использованы методы концептуального анализа, ассоциативного эксперимента. Был рассмотрен художественный концепт, его структура (включающая в себя следующие составляющие: понятийную, значимостную, образную, культурно-ментальную, номинативную), описаны признаки художественного концепта, изучено его концептуальное пространство, выявлены способы его объективации. Научная новизна статьи состоит в исследовании все еще недостаточно изученной проблемы художественного концепта, его функционирования в рамках текста и изучении разнообразных способов объективации, выявлении его функций. Авторами определены ассоциативные связи основного и видовых концептов, рассматриваемых как ассоциативно-когнитивный и ассоциативно-образный. Ассоциативный эксперимент позволил выявить концепты-ассоциаты, его ассоциативное поле, в котором он выступает ядром, а видовые функционируют как периферийные концепты. Сделаны выводы о необходимости изучения художественного концепта в рамках интегральной парадигмы, совмещающей знания разных наук, использующей их методы, что способствует исследованию свойств данного концепта, выявлению его роли в формировании концептуального пространства текста, актуализирующего концепт, различные смыслы текста.

Сведения об авторах

Айман Нургазина, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

– кандидат филологических наук, доцент

*Қаракөз Тілеш, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

– кандидат филологических наук, профессор

Гульбагира Аюпова, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

– кандидат филологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

16-10-2023

Выпуск

Раздел

Языкознание