ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫХ ЕДИНИЦ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Авторы

  • *Саян Жиренов Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Гульсим Нурекешова Казахский национальный педагогический университета имени Абая
  • Жазира Нурсултанкызы Кызылординского университета Болашак

DOI:

https://doi.org/10.55808/1999-4214.2023-2.04

Ключевые слова:

поэтика, язык, текст, эмоционально-экспрессивная лексика, психология, мир души, образ, субъект.

Аннотация

В статье с теоретической и практической точек зрения всесторонне рассмотрены психолингвистические аспекты подтекстового смысла употребления эмоционально-экспрессивных единиц в поэтических текстах. Работа направлена на познание психического мира относящегося человеческому фактору в языке через изучение эмоционально-экспрессивных единиц в поэтических текстах. В статье на основе лингвопсихологического познания посредством определения психолингвистического характера эмоционально-экспрессивных единиц через язык художественного текста анализируется личностная, качественная, биофизиологическая, психологическая, социологическая, этнокультурная сущность субъекта. Для того чтобы показать психолингвистические особенности эмоционально-экспрессивных единиц идиоэтнического бытия можно расскрыть силу природы многих языков через лингвистический анализ поэтических текстов.  В психолингвистическом аспекте изучения эмоционально-экспрессивных единиц языка проиллюстрированы прагматические компетенции касающиеся передаче и и рецепции эмоций, возникших от подтекста словоупортеблений в казахском языке. В результате психолингвистических исследований в сфере казахского языкознания относящихся к современным лингвистическим исследованиям проблем «языка и психологии» выявлено, что такие сферы как этнопсихология, индивидуальная психология и социальная психология основываются на познании и привитии ценностей. Из лингвопсихологической деятельности в качестве примера силы и суггестивности слова в языке всесторонне отображаются психофизиологические понятия как языковое, интуитивное и чувственное восприятие и реакция в познавательном сознании этносообщества в ответ на явления впроисходящие в мире. Поэтому рассмотрение психолингвистического значения эмоционально-экспрессивных лексических единиц в поэтических текстах обусловлена существующим на сегодня спросом и считается одной из актуальных проблем в тесной взаимосвязи языка и психологии, языка и чувств.

Сведения об авторах

*Саян Жиренов, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

– кандидат филологических наук, ассоциированный профессор

Гульсим Нурекешова , Казахский национальный педагогический университета имени Абая

– кандидат филологических наук, и.о. ассоциированного профессора

Жазира Нурсултанкызы, Кызылординского университета Болашак

кандидат филологических наук, доцент

Опубликован

12-09-2023

Выпуск

Раздел

Языкознание