*ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ БИЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Ключевые слова:
риторика права, нравственная идентичность, риторическая идентичность, перлокуция, иллокуция, риторический идеал, коммуникативная риторикаАннотация
Статья посвящена вопросам коммуникативной риторики, касающимся понятий риторической и нравственной идентичности, характеризующих казахский риторический идеал, национальное и коммуникативное сознание. Объектом рассмотрения стала языковая личность бия и его коммуникация с субъектами права. Речевое воздействие бия на слушателя в аспекте риторической аргументации как инструмента формирования идентичности, роль бия как коммуниканта рассмотрены для анализа риторического дискурса, иллокутивного и перлокутивного воздействия говорящего на слушающего, описания портрета языковой личности бия.
Использование понятий «мемориальные культуры», риторическая идентичность, управляемая идентичность способствуют психо-аналитической и феноменологической трактовке проблемы. Применение неориторического подхода, методов лингвопрагматики, лингвоконцетологии, лингвокультурологии, а также историко-типологического метода позволило охарактеризовать коммуникативные стратегии Толе бия, Айтеке бия и Казыбека бия. Описание намерения говорящего, реализация намерения и распознаванием слушателем намерения бия построены на применении перлокуции. Описаны результаты применения бием логических загадок, идиом, фразеоресурсов казахского языка, пословиц как основы афористичного стиля и аллегории. Синтез языковой, управляемой и коллективной идентичности показан на примере аргументации, коммуникации для воспитания слушателя и управления его сознанием с помощью народных представлений о мировоззрении и мироповедении. Такой подход объясняет и кризис идентичности, и трансформацию риторического идеала. Значимость казахской риторики обоснована с позиций выработки риторической идентичности и ее профилирования в профессиональную идентичность.