ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В КАЗАХСКОМ СКАЗОЧНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу языковой репрезентации концепта «Умственная деятельность» в казахском сказочном дискурсе. Исследование рассматривается в рамках новых направлений современного языкознания, таких как лингвокультурология, лингвостилистика, этнопсихолингвистика, дискурсология и лингвоконцептология. Объект исследования- концепт «Умственная деятельность» в казахском сказочном дискурсе. Предмет исследования-лексические единицы, актуализирующие данный концепт. Цель исследования-выявить специфику в понимании смысла концепта «Умственная деятельность» в казахском сказочном дискурсе. В исследовании проведен лексикографический, дискурсивный, лингвокультурный анализ концепта «Умственная деятельность», позволяющий выявить взаимосвязь языка и культуры в рамках лингвокультурологии, рассмотреть понятие концепта, его структуру и определить методы исследования. В качестве материала исследования были взяты толковые словари казахского языка, словарь синонимов, антонимов, фразеологические словари и тексты фантастических сказок на казахском языке. Научно-методологическими основами исследования руководствовались научные выводы в исследованиях, написанных по теории дискурса и дискурсивному анализу, теории речевой коммуникации, сопоставительной лингвистике, функциональной лингвистике и теории речевого жанра, лингвистикетекста, лингвокультурологии, сказочному дискурсу. Новизна научного исследования проявляется в комплексной характеристике лексикографического, дискурсивного и лингвокультурного анализа концепта «Умственная деятельность». Теоретическая ценность результатов исследования определяется актуализацией образа мира в сказочном дискурсе казахского народа через концепт «Умственная деятельность», материалы исследования, сделанные выводы и заключения служат основой для будущих исследований в области когнитологии и лингвокультурологии. В исследовании руководствуется методикой концептуального анализа концептуальной структуры В.А. Масловой. Метод комплексного анализа концепта состоит из следующих этапов: 1. Анализ словарных определений. На данном этапе исследования значение лексем, отражающих концепт, анализируется различными толковыми словарями казахского языка. 2. Анализ синонимических и антонимических рядов исследуемого концепта. 3. Анализ фразеологизмов и пословиц и поговорок. 4. Дискурсивно-лингвокультурный анализ. Проводится анализ концепта «Умственная деятельность» по дискурсу казахской фантастической сказки.