ОТРАЖЕНИЕ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ТРАГЕДИИ В ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ключевые слова:
драматургия, драматические произведения, трагедия, комедия, Семипалатинский полигонАннотация
Цель исследовательской работы – выявить путем научного изучения жанрово-поэтических тенденций художественную самобытность, идейно-тематическую атмосферу современной казахской драматургии, показать особенности поэтики и проблемы стилевой принадлежности, дифференцировать новизну и преемственность традиций, выявить авторскую точку зрения, признаки его индивидуально-стилевых отличий и общие тематические черты в драматических произведениях, отражающих Семипалатинскую трагедию.
Жанр драматургии в казахской литературе в период после вхождения страны в русло независимости отличается своеобразным направлением развития, художественными изысканиями, жанровыми образцами и стилевым полем. В творчестве драматургов этого периода ярко выражены изменения в жизни страны под эгидой независимости, историческая преемственность в нашем духовном мире, яркие отклики, вызванные свободным сознанием, напряженный характер, четко обозначена авторская позиция в передаче драматизма общественной среды, а также заметен прорыв в изображение первозданной сути вещей. В статье рассмотрены тенденции развития казахской драматургии периода независимости, специфика отражения Семипалатинской трагедии в драматических произведениях, новизна пьес и преемственность традиций, идейно-содержательные поиски, язык, стиль, проблемы, показаны современные направления развития и художественная целостность драматургии.
Очевидно, что кардинальные изменения, происходящие в казахском обществе, которое приобрело суверенитет и перешло к рыночной экономике в сопровождении глобализации, вывели социальную духовную жизнь на новый уровень и значительно повлияли на формирование открытого сознания человека. В первые годы независимости в казахском художественном слове, освободившемся от политических ограничений эпохи тоталитарного строя и рукотворного «социалистического реализма», родились драматические произведения, которые быстро укоренились, заложили новые темы и сюжеты в соответствии с требованиями постперестроечного времени. Данная тенденция также закономерное следствие духа времени, потому что казахская драматургия является важнейшим компонентом художественной литературы и городской национальной духовности, которая развивается в условиях преемственности мировой художественной мысли и достигла значительных высот.