*ПЕЩЕРЫ САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55808/1999-4214.2024-3.16

Ключевые слова:

святая обитель, иеротопия, иерофания, пещера, аруак.

Аннотация

В статье среди загадочных мест особое место занимает пещера. Это место, берущее свое начало в хаосе, имеет сакральное значение в сознании человека. В древние времена жизни человека пещера не только служила убежищем, но и служила прибежищем для общения с мистическими силами. В пещерах возникли первые образцы культуры, здесь же сформировались первые образцы живописи и архитектуры. Предполагалось, что пещеры в виде маленькой частицы хаоса также ассоциируются с духом предков. Как символ хаоса в истоках жизни, сохранившийся в более поздние эпохи, пещера предстает в поэтическом сознании как место добра и зла, добродетели и порочности, а также защиты, с бинарной оппозиционной позицией. В статье в качестве предмета анализа в связи с вышеупомянутой деятельностью была взята связь пещер с понятием святости, их описание в древнем письменном наследии и произведениях фольклора. Рассматриваются место пещеры в древнем сознании, в древней культуре, ее характер в мифических повествованиях, а также ее значение в различных религиозных знаниях, художественная и познавательная активность пещер в “Книге Коркыт Ата”, эпической “Одиссее” Гомера и поэме Магжана Жумабайулы "Окжетпес кияда". анализируется. Делаются выводы о моделях пещер как святилищ, которые прошли путь от древних знаний к художественному познанию.

Сведения об авторе

Маржан Миразова, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

–  постдокторант

Опубликован

30-09-2024

Выпуск

Раздел

Литературоведение