УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ ФРЕЙМА
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, мировоззрение, фрейм, фреймовая модель, набор знаний, слоты.Аннотация
В статье рассматриваются когнитивные проблемы обучения казахскому языку с точки зрения фреймов. Цель статьи – рассмотреть способы обогащения словарного запаса путем классификации слотов изучаемого фрейма и определение их семантических полей, а также определить роль фреймов и их особенностей в обучении казахскому языку. Когнитивные модели необходимы для формирования у студентов, изучающих казахский язык, набора знаний о концепте семьи на начальном уровне. При анализе фреймов и слотов использовались структурно-семантические и сравнительные методы, фрейм-анализ. Семантические значения строились в виде фрейм-моделей и рассматривались девять слотов. Фрейм, представляющий когнитивную модель, облегчает процесс приобретения знаний. В зависимости от цели овладения языком моделирование фреймов может быть представлено конкретным понятием или на уровне фреймов, как в примере, приведенном в статье. На уроках развития речи описывается эффективность создания речевого оборота посредством фреймов, использованием карты слотов при обучении лексике. Изучение языка, как и знание всех аспектов окружающего мира, охватывает весь спектр познания: запоминание слов и фраз, использование опыта, концептуальной схемы дает возможность упростить речевой процесс путем вербализации.