М.Х.ДУЛАТИ И ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2025-1.08Ключевые слова:
М.Х. Дулати, Тарих-и-Рашиди, наследие, искусство, деятели искусства, поэты, художники, музыкальные инструменты.Аннотация
В статье анализируются взаимоотношения автора с современниками и его личное мнение о художниках, живших и творивших в средневековый период, упоминающихся в произведении «Тарих-и-Рашиди». Цель мемуаров автора – дальнейшее изучение жизни и творчества известных представителей духовного мира Востока, определение их влияния на творчество М.Х. Дулати. Определено самобытное место М.Х. Дулати в истории казахской литературы и искусствоведения, а также изучены сведения о видах искусства и различных художниках, нашедшие отражение в творчестве великого мыслителя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
В статье речь идет о том, что одной из проблем, на которую обращал особое внимание М.Х. Дулати, было музыкальное, певческое, композиторское искусство того времени. Иллюстрация на конкретных примерах того, что произведения искусства, непосредственно переплетенные с идеями самого автора и взаимодействующие в повседневной жизни, являются маркерами искусства, а также авторская оценка и его критические соображения подчеркивают ценность статьи и повышают значимость темы. Наряду с людьми искусства в статье упоминаются такие музыкальные инструменты, как канун, гиджак, наи, лютня, арфа, которые были распространены в анализируемый период. Эти инструменты, по утверждению авторов, до сих пор используются в современном музыкальном искусстве.
В работах М.Х. Дулати в своеобразной манере передана специфика взаимоотношений великого мыслителя с художниками и представителями прикладного искусства. Размышления автора произведения средневекового искусства о творчестве каллиграфистов, декораторов книг, архитекторов-декораторов, создателей инструкций, послов, освоивших искусство копирования книг, переданы в обыденной форме и отличаются тем, что в подобной форме автор (М.Х.Дулати) преподносит читателям очень объемные и ценные источники.