«СЛЕЗЫ, КОТОРЫЕ ТЕКЛИ ДУМАЯ ОБ АЛАСЕ...» (ПО МОТИВАМ РАССКАЗА Д.АШИМХАНУЛЫ «СУМАСШЕДШИЙ ВЕТЕР)
Ключевые слова:
Дидахмет Ашимханулы, рассказ, легенда, национальная ценность, идеяАннотация
В статье рассмотрен рассказ Дидахмета Ашимханулы «Сумасшедший ветер», который вошел в священный мир литературы в семидесятых-восьмидесятых годах ХХ в. и за столь короткое время успел найти свое почетное место. Цель статьи – показать мастерство писателя, выявить плоды творческого воображения писателя в раскрытии психологии индивидуальности героя, новизну использования средств художественной выразительности. Также показывается личностный характер героя, познавательное место художественного рассказа в сочетании с легендой. В статье на конкретных примерах раскрывается воспитательная сущность произведения.
В произведении были сделаны выводы о связях бытия героя с природой, погружении во внутренний тайный мир человека, противоречивых чувствах в человеке, единстве сюжета, прославлении благородных человеческих качеств.
В статье затрагиваются вопросы национального идеала, родного языка, духовного разврата в произведениях автора.
Особое внимание уделяется тому факту, что творческое мастерство писателя позволило ему предсказать появление новых технологий (общение детей с зеркалом, а не с родителями, чье-либо непонимание того, что они говорят, то есть общение с интернетом), способствует формированию иного плана развития художественной литературы. Не соблюдая принципы национального менталитета, заложенного в памяти страны (перегрузка быка на теленка, перегрузка девушек на парня, голый нож, бешеный танец, бешеное состояние), свободно затрагивая вопросы социального положения (жизнь племени, судьба нации и т.д.), в этой связы были затронуты вопросы повседневного быта племен Обыра, Жебира и Ормана. Писатель, имеющий целью раскрыть свои ментальные особенности и национальную самобытность каждого племени к материальному богатству. В этой связи приводимые детали анализа текста весьма интересны, не похожи друг на друга и обогащают идейно-художественное содержание повествования.