ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫК» И «РЕЧЬ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ЯЗЫКЕ, ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2025-3.05Ключевые слова:
лингвистика,, язык,, речь,, речеведение,, речевая деятельность,, антропоцентризм,, прагматикаАннотация
В области языкознания большое значение имеет междисциплинарное исследование, дающее конкретное определение некоторых понятий и терминов. Это связано с тем, что важность рассмотрения в определении определенного понятия языка не только с точки зрения одной науки, но и в рамках смежных наук возрастает с каждым днем.
Цель исследования – проанализировать и раскрыть соотношение понятий «язык» и «речь», выявить выводы, которые даны в этих понятиях не только в казахском языкознании, но и в общем языкознании, сравнить, сопоставить и определить место данных терминов. В этой статье используется термин «речь» и анализируется его основа.
В то время как в предыдущих исследованиях, в том числе в зарубежных, встречались теоретические научные работы, которые выявили взаимосвязь языка и слова и определили их функцию, в отечественных исследованиях нет последовательности в выводах об этих двух понятиях. Вопросы, касающиеся речи и языка, речевых процессов в речеведении, в настоящее время очень актуальны.
В данном исследовании авторы провели анализ таких ключевых понятий лингвистики как «язык» и «речь», исходя из совеременных раскладов к показанной вопросу. Необходимо выделить, что вопросы соотношения категорий языка и речи всегда были в поле зрения языковедов, по этой причине можно наблюдать эволюцию в толковании соотношения языка и речи. В статье авторы, с одной стороны, отталкиваются от дефиниций, предложенных популярными языковедами в разные этапы изучения языка, с другой стороны, демонстрируют новые оттенки толкования. В статье предложен незначительный обзор наиболее авторитетных источников, посвященных проблеме соотношения языка и речи, кроме того, на основе характеристики анализируемых категорий лингвистики проведен сравнительный анализ понятий «язык» и «речь». Был проведен опрос по определению использования понятий «язык – речевая деятельность – речь» и их характерной функции.
