ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2025-3.17Ключевые слова:
прецедентные тексты, преподавание русского языка, межкультурная коммуникация, языковая компетенция, культурологический компонент.Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы применения прецедентных текстов в преподавании русского языка. Прецедентные тексты — это устойчивые высказывания, цитаты, афоризмы, имена, литературные и культурные реалии, хорошо известные значительной части общества и обладающие высокой ассоциативной ценностью. Их использование на уроках русского языка способствует не только развитию языковой компетенции, но и формированию культурологической осведомлённости обучающихся, расширяет кругозор и стимулирует интерес к изучаемому предмету.
Авторы подчеркивают важность отбора актуальных и понятных прецедентных единиц, учитывающих уровень подготовки учащихся, их возрастные и социокультурные особенности. В статье также приведены примеры методических приёмов работы с прецедентными текстами. Таким образом, использование прецедентных текстов является эффективным инструментом в преподавании русского языка как неродного, так как позволяет не только обучать языку, но и приобщать студентов к широкой культурной традиции, воспитывая мышление, основанное на ассоциативных связях и глубоком понимании текста.
