ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА В ЛИТЕРАТУРЕ И ТЕОРИИ ЮНГА
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2023-3.12Ключевые слова:
архетип, коллективное бессознательное, литературные архетипы, К.Г. Юнг, бессознательное, миф, мифологический образ, литературоведение.Аннотация
Многие мыслители ХХ века пришли к выводу, что Всемирная культура не имеет общей истории, содержание и смысл каждой историко-культурной эпохи не сводятся друг к другу и не могут быть включены. Такой вывод позволил обратиться к изучению традиционной культуры в формировании новой культуры казахской литературы. На этом пути мастера слова стремились к новому, глобальному восприятию мира через психологию, философию и мифологию, и все направления стали прообразами внутреннего мира. Каждое явление во Вселенной, новое открытие, также будет оригинальным. То, что мы называем оригиналом, является началом всего творения на планете, которое является архетипом. В статье формирование и введение в научный оборот понятия «архетип» связывалось с именем шведского ученого Карла Густава Юнга и особое внимание уделялось его теории архетипов. Даны краткие описания понятий ученого «личностное бессознательное», «коллективное бессознательное» и архетипов «мать», «ребенок», «тень», «анимус» и «анима», «мудрый старик». Кроме того, обращено внимание на важные мнения как ученых до и после К. Г. Юнга, касающиеся происхождения термина «архетип», так и стремление рассмотреть его использование в литературе с точки зрения различных исследований и концепций.