*«ПАНЧАТАНТРА», «КАЛИЛА И ДИМНА» И КАЗАХСКАЯ БАСНЯ: СЮЖЕТ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

*«ПАНЧАТАНТРА», «КАЛИЛА И ДИМНА» И КАЗАХСКАЯ БАСНЯ: СЮЖЕТ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

Авторы

Ключевые слова:

Сюжет. Басня. Персонаж. Притча. Жырлау (воспевание в поэтической форме). Литературный памятник. Преобразование. Трансформация.

Аннотация

Данная статья посвящена определению общности сюжетной линии басни известного представителя казахской поэзии Майлыкожи Султанкожаулы «Аңқау мен қу» («Простак и хитрец») с сюжетами «Панчатантра» и «Калила и Димна». Анализируются пути развития сюжета, зародившегося сначала в древнеиндийском литературном памятнике  «Панчатантра», затем перекочевавшего в литературный памятник арабского мира «Калила и Димна»,  позже распространившегося в странах Азии, в том числе адаптированных в творчестве мастеров слова Центральной Азии.

Автор статьи уделяет особое внимание освещению мастерства творческой импровизации Майлыкожи, исполнявшему собственные дастаны и басни,   основой которых являлись восточные предания. Эти авторские интерпретации являются сегодня  неотъемлемой  частью сокровищницы казахской литературы. В статье анализируются художественные приёмы преобразования корневого сюжета, использовавшиеся акыном в процессе исполнения произведения в виде басни. Научному анализу также были подвергнуты особенности преобразования восточной притчи, адаптированной в казахской культуре.

На примере басни  Майлыкожи «Аңқау мен қу» («Простак и хитрец») показана поэтическая трансформация сюжета, берущего своё начало в древнейшие времена. В статье также анализируются художественное своеобразие произведения, конфликт героев, система образов.

В данной работе всесторонне рассматривается уходящая своими корнями в «Панчатантру» и «Калилу и Димну» басня Майлыкожи как проявление глубоких исторических связей казахской литературы.

Сведения об авторе

Бауыржан Омаров, Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

– академик НАН РК, доктор филологических наук, профессор

Опубликована онлайн

19-10-2023

Выпуск

Раздел

Литературоведение
Loading...