РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.55808/1999-4214.2025-2.18

Ключевые слова:

рефлексия, рефлексивная деятельность, письменная компетенция, язык, языковая личность студента

Аннотация

В условиях интенсификации образовательных процессов и повышения требований к качеству подготовки специалистов особую актуальность приобретает проблема формирования языковой личности студентов. Под рефлексией понимается способность субъекта к самонаблюдению, анализу, значению и оценке естественных мыслей, действий и речевых причин, направленных на достижение коммуникативной цели. Рефлексия способствует более глубокому пониманию и освоению знаний, развитию критического мышления и формированию активной позиции обучающегося.

Целью исследования является выявление рефлексивных процессов в трансформации языковой личности студентов и определение эффективных педагогических условий, способствующих развитию данных способностей студента в образовательном процессе. Данный процесс рассматривается как неотъемлемый компонент учебной деятельности, способствующий формированию осознанного и мотивированного отношения к обучению. Отмечается, что развитие рефлексивных умений помогает студентам осмысливать собственные учебные цели, оценивать результаты, выявлять трудности и находить эффективные стратегии их преодоления. Рефлексия способствует формированию автономности, критического мышления и устойчивой учебной мотивации, что, в свою очередь, повышает эффективность овладения языком. В статье также подчеркивается необходимость создания педагогических условий, стимулирующих рефлексивную активность студентов. Междисциплинарный подход к проблеме рефлексии означает рассмотрение этого научного понятия в нескольких аспектах: в собственно психологическом как способности индивида к рефлексивной деятельности и в лингвистическом аспекте как условий для создания, как отдельных высказываний, так и письменных текстов. В центре внимания оказываются результаты эмпирического исследования, а также описание конкретных речевых стратегий в создании рефлексии.

В статье анализируются научные подходы к пониманию «языковой личности», раскрывается ее структура и взаимосвязь с компонентами речевой, когнитивной и эмоционально-оценочной сферы. Особое внимание уделяется формам и уровням рефлексии, возникающим в процессе обучения иностранному языку, а также их влиянию на осознанное языковое поведение учащихся.

Результаты исследования показывают, что система развития рефлексивной активности студентов способствует не только повышению уровня речевой квалификации, но и формированию устойчивой внутренней мотивации, способностей к саморегуляции и адаптации в межкультурной среде. Сделан вывод о том, что рефлексия является обязательным условием формирования полноценной языковой личности и должна рассматриваться как приоритетное направление в практике обучения языкам.

Сведения об авторах

Дүкембай Гүлжаннат Назымбекқызы, КазНУИ имени К.Байсеитовой

кандидат филологических наук, доцент Казахского национального университета искусств имени К. Байсеитовой, Астана, Казахстан

Исенова Фатима Куанышевна, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

кандидат филологических наук, и.о. доцента Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва, Астана, Казахстан

Каудырова Айман Оразгалиевна , КазНУИ имени К.Байсеитовой

кандидат филологических наук, профессор Казахского национального университета искусств имени К. Байсеитовой, Астана, Казахстан

Опубликована онлайн

30-06-2025

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы
Loading...