РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.55808/1999-4214.2025-2.18Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивная деятельность, письменная компетенция, язык, языковая личность студентаАннотация
В условиях интенсификации образовательных процессов и повышения требований к качеству подготовки специалистов особую актуальность приобретает проблема формирования языковой личности студентов. Под рефлексией понимается способность субъекта к самонаблюдению, анализу, значению и оценке естественных мыслей, действий и речевых причин, направленных на достижение коммуникативной цели. Рефлексия способствует более глубокому пониманию и освоению знаний, развитию критического мышления и формированию активной позиции обучающегося.
Целью исследования является выявление рефлексивных процессов в трансформации языковой личности студентов и определение эффективных педагогических условий, способствующих развитию данных способностей студента в образовательном процессе. Данный процесс рассматривается как неотъемлемый компонент учебной деятельности, способствующий формированию осознанного и мотивированного отношения к обучению. Отмечается, что развитие рефлексивных умений помогает студентам осмысливать собственные учебные цели, оценивать результаты, выявлять трудности и находить эффективные стратегии их преодоления. Рефлексия способствует формированию автономности, критического мышления и устойчивой учебной мотивации, что, в свою очередь, повышает эффективность овладения языком. В статье также подчеркивается необходимость создания педагогических условий, стимулирующих рефлексивную активность студентов. Междисциплинарный подход к проблеме рефлексии означает рассмотрение этого научного понятия в нескольких аспектах: в собственно психологическом как способности индивида к рефлексивной деятельности и в лингвистическом аспекте как условий для создания, как отдельных высказываний, так и письменных текстов. В центре внимания оказываются результаты эмпирического исследования, а также описание конкретных речевых стратегий в создании рефлексии.
В статье анализируются научные подходы к пониманию «языковой личности», раскрывается ее структура и взаимосвязь с компонентами речевой, когнитивной и эмоционально-оценочной сферы. Особое внимание уделяется формам и уровням рефлексии, возникающим в процессе обучения иностранному языку, а также их влиянию на осознанное языковое поведение учащихся.
Результаты исследования показывают, что система развития рефлексивной активности студентов способствует не только повышению уровня речевой квалификации, но и формированию устойчивой внутренней мотивации, способностей к саморегуляции и адаптации в межкультурной среде. Сделан вывод о том, что рефлексия является обязательным условием формирования полноценной языковой личности и должна рассматриваться как приоритетное направление в практике обучения языкам.